Москва(499) 681-01-41 : Прага+420 224 803 219  : Алматы + 7 7272 93 77 68 : Астана + 7 7172 78 76 26

Ташкент  +998 71 120 57 40
   +998 71 120 57 41 Global Study
     +998 71 120 57 29
Ташкент, Чиланзарский район, Чиланзар 7, ул. Лутфий, 6




Образование в Чехии



Образование в Чехии



Студент из Узбекистана в чешском вузе - явление пока не слишком частое. Но интерес граждан СНГ к образованию в Чехии явно растет - и не без причин. Во-первых, многие сейчас уезжают в Чехию, иногда на время, поработать, а чаще насовсем, и их дети, естественно, учатся в чешских школах, гимназиях, университетах. Молодые люди едут в Чехию с определенной целью - учиться: чешское образование хорошо котируется в мире. Да и ассимилироваться русскоговорящему в Чехии все же проще, чем, например, в Германии.



Образование в Чехии это традиции. В 1348 году в Праге король чешский и император священной римской империи Карл IV основал первый в Центральной Европе университет, и поныне носящий его имя. В университете были теологический факультет (долго остававшийся крупнейшим в мире), а также юридический, медицинский, гуманитарных и математических наук. В 1573 году был учрежден университет в Оломоуце. Первая техническая школа в Центральной Европе, открытая в 1717 году, выросла в крупнейший чешский технический университет. В XIX веке появляются Технический университет в Брно, Академия изящных искусств и Академия прикладного искусства и архитектуры в Праге.



Чешская культура и образование в Чехии были традиционно частью общеевропейской культуры, причем передовой частью. Это не случайно - развитие техники, земледелия, животноводства, лесного хозяйства требовало квалифицированных специалистов, и чешская система образования всех уровней успешно справлялась с этой задачей.


Образование в Чехии было нанесено несколько жестоких ударов. После оккупации фашистской Германией все университеты были закрыты. Короткий период между освобождением от фашизма в мае 1945 года и коммунистическим путчем в феврале 1948 года был коротким и не мог быть слишком успешным. Сталинско-бериевская "хирургия" не пощадила образование: оно должно было строиться под диктовку "первой страны социализма". На практике это означало монополию государства на образование, однотипность образования (один тип школы, общие учебные планы), приспособление гуманитарных наук (прежде всего истории) к целям коммунистической идеологии. Активно внедрялись мифы: об одинаковых способностях во всех социальных группах населения, о высоком качестве советской системы образования. Цель же была одна: создать стандартного человека, социалистического гражданина, "совка".



Сорок лет образование в Чехии было насильно отторгнуто от европейского. После бархатной революции Чехия принимает срочные меры: школа деполитизируется и либерализируется, открываются 6-8-летние гимназии (в восьмилетнюю, например, принимают после пятого класса основной школы), появляются частные и церковные учебные заведения, сроки получения среднего образования увеличиваются до 13 лет.



Большую роль в "возвращении Чехии в Европу" сыграла организация по экономическому сотрудничеству и развитию, (OECD), в 1992 году подготовившая отчет о высшем образовании в стране. В 1995 году Чехия стала полноправным членом этой организации.



Чехия присоединилась к Международным нормам классификации образования (ISCED), и все уровни образования оценивает в соответствии с этими нормами.


С прошлого года действует новое Положение об условиях нострификации аттестатов, выданных заграничными учебными заведениями - в соответствии с Договором о признании документов о высшем образовании в европейском регионе, который, как известно, был принят в Лиссабоне в апреле 1997 года.



В апреле 1998 года в Чехии принят новый широкомасштабный Закон № 111 о высших учебных заведениях (закон вступил в силу в январе этого года). А в мае учительский журнал призвал общественность страны к дискуссии, опубликовав "Концепции образования и развития системы образования в Чешской республике". Предлагается обсудить возможность получения полного среднего образования 65-75 процентами молодых людей страны, увеличения средней продолжительности образования в 2005 году с 14,7 лет до 16,7 лет (до уровня Европейского Союза), управления школами на принципах, принятых в Европейском Союзе. Ставится задача довести финансирование высшего образования к 2002 году до 6 процентов ВНП (в 1998 году уровень финансирования составлял около 4.5 процентов.



На сегодняшний день система образования в Чехии складывается из отдельных взаимосвязанных кубиков, удобных и логически оправданных.



В трехлетнем возрасте ребенок переступает порог детского сада (materska skola), в шестилетнем - основной школы (zakladni skola), которая бесплатна и обязательна для посещения в течение девяти лет: пять лет - первая ступень, четыре года - вторая. Вторую ступень можно закончить и в гимназии, поступив в нее после пятого или после седьмого класса (соответственно, вторая ступень - это первые четыре года восьмилетней гимназии или первые два года шестилетней). Можно поступать в гимназию и закончив вторую ступень в основной школе.


В гимназию идут те, кто способнее, кто стремится к более широкому среднему образованию и намерен учиться дальше. После девяти лет основной школы в гимназии учатся еще четыре года, заканчивая ее в 19-летнем возрасте. Эти четыре года в систему обязательного обучения не входят.



Чешская гимназия престижна, нужно выдержать конкурс. Завершается она экзаменами на, аттестат зрелости, по-чешски maturita. Это полное среднее образование. "Матуритные" испытания предусматривают два обязательных предмета: "чешский язык и литература", "иностранный язык". Два других предмета выбирает сам студент. Ведь гимназии могут иметь гуманитарный либо естественнонаучный и математический уклон. Но в любом случае они - ступенька на пути в университет.



Но более 80 процентов выпускников основных школ устремляется в средние профессиональные школы и средние профессиональные училища, где можно раньше получить специальность. Какую именно, выпускники решают заранее с помощью родителей и специалистов-психологов, призванных дать грамотный совет при выборе профессии. Специалисты беседуют с подростками, не диктуя, не запрещая, не ограничивая их, оставляя за ними окончательное решение.



В распоряжении консультантов - региональные ориентирующие карты по выбору профессии, составленные с учетом прогнозируемой ситуации на рынке труда. Во время беседы выясняются склонности, интересы девятиклассников: какой характер деятельности им по душе (торговля, услуги, программирование, монтаж, обслуживание станков и оборудования и многое другое), какие средства труда им нравятся больше (вычислительная техника, ручные приборы и инструменты, производственные станки, и т. п.), в каком рабочем пространстве им приятнее находиться (канцелярия, мастерская, магазин, больница, касса...). Сейчас у каждого выпускника есть вполне реальная возможность подыскать подходящую профессиональную область, а по региональной ориентирующей карте выбрать конкретную специальность и конкретное учебное заведение в данном регионе.



Учащиеся 9-х классов уже до 1 марта должны сдать директору школы заявку с указанием того учебного заведения, в которое они собираются поступить. А в апреле они уже пишут контрольную работу в своей будущей школе.



Длительность обучения в профессиональных школах разная. Четырехлетние школы сочетают профессиональную подготовку с программой средней школы, выпускники получают среднее образование и могут либо работать по специальности, либо идти учиться дальше. Трехлетние школы завершаются испытаниями по специальности, "матуриты" они не дают. Выпускники могут при желании закончить двухлетний дополнительный курс, дающий полное среднее образование, и претендовать на университетскую скамью.



В школах и училищах со сроком обучения один-два года можно получить разнообразные рабочие профессии.



В самое последние годы получили распространение и пользуются спросом так называемые интегрированные средние школы, совмещающие преимущества средних профессиональных школ и средних профессиональных училищ.



Основные и средние школы Чехии могут быть государственными и негосударственными (частными, церковными), последние пребывают в меньшинстве.



К специальным типам средних профессиональных школ относится консерватория, где в течение 6-8 лет обучают пению, музыке, танцам, драматическому искусству. Высшего образования, в нашем понимании, консерватория не дает. Его получают в университетах, которые относятся к категории "высоких" школ.



Чтобы не путаться в терминах, уточним, что институтов, как высших учебных заведений для студентов, в Чехии нет. Любое учебное заведение - школа (skola). Сначала основная, затем - средняя, за ней - высшая, а после нее - высокая. Высшая школа, таким образом, выше средней, но ниже высокой.



Где может учиться выпускник средней школы? Вариантов несколько - надо оценить свои способности и склонности. Лежит ли душа к живой практической работе или к научной, исследовательской, кабинетной?


Приобретающий в последние годы популярность тип школы - высшая (не "высокая"!) профессиональная школа со сроком обучения 2-3,5 года (в зависимости от профиля). Это, можно сказать, начальная ступень инженерного образования. Выпускников готовят к практической работе на хорошем профессиональном уровне, не пичкая его лишней теорией, которая ему никогда не пригодится ни в работе, ни в жизни.



В 1998 году в Чехии было уже 168 таких школ, которые приняли на себя 23 процента всех поступивших хоть куда-нибудь выпускников средних школ. Средний по стране конкурс - 2 человека на место.

 



Высокая - та, что выше высшей



Но притягательнее и престижнее - высокая школа. Число студентов в чешских университетах за период с 1990-91 по 1997-98 годы выросло на 40 процентов.



Лихорадка поступления начинается весной, еще до "матуриты". Кандидаты в студенты знакомятся с условиями приема и требованиями, рассылают заявки сразу в несколько учебных заведений. Это не возбраняется: дерзайте и пробуйте! Поскольку качество образования в средних школах отличается друг от друга и оценки в аттестатах сопоставлять трудно, университеты, как и в Узбекистане, проводят приемные экзамены .

В Чехии 26 государственных и 24 негосударственных института. В 1998 году они получили 356.000 заявок, присланных 147.000 абитуриентами (в среднем 2,4 заявки на каждого поступающего; рекордсменом стал выпускник средней школы, разославший 19 заявок). Принять всех желающих университеты не могут - конкурс выдержали 40 процентов абитуриентов. На юридических факультетах претендовало в среднем 10 человек на место, на художественных - 9,3, на гуманитарных и общественно-научных - 7, на экономических - 5,4, на педагогических - 4,8, на медицинских и фармацевтических - 3,7, на земледельческих и ветеринарных - 3,4, на технических - 2.



Факультет должен сообщить о результатах приемных испытаний в течение 15 дней. Абитуриент имеет право ознакомиться со всеми материалами, на основе которых было принято решение, и в случае несогласия потребовать пересмотра в течение 30 дней. Оценки в аттестате об окончании средней школы в расчет не принимаются. Впрочем, не исключена ситуация, когда они могут сыграть свою роль: в борьбе за последние места в списке между соперниками, набравшими одинаковый балл на приемных испытаниях.



Широту и глубину образования в университетах можно также варьировать - в зависимости от целей и склонностей.



Трех-четырехлетняя программа обучения, завершающаяся госэкзаменом и защитой работы, принесет титул бакалавра (Вс). Четырех-шестилетняя программа (для бакалавров - двух-трехлетняя), также завершающаяся госэкзаменом и защитой дипломной работы, даст титул магистра (Mgr), (MUDr) (в медицине) и т. д. или инженера (Ing). Обе эти программы дают один и тот же образовательный уровень и к научной квалификации не ведут. Еще три года докторантуры с последующим госэкзаменом и защитой диссертации увенчают студента титулом доктора (PhD). При непрерывном обучении по всем трем программам достижение наивысшего титула потребует семи-девяти лет труда, молодому ученому будет уже лет 27-28.



Как и везде, высшие ступени образования - для тех, кто жаждет с головой уйти в науку, заниматься фундаментальными исследованиями в своей области, публиковать труды, пополнить кадры профессуры.


Кстати, титулы в Чехии - это очень серьезно! Если у нас - куда ни глянь, непременно попадешь в советского инженера, то здесь такого обесценивания высшего образования не произошло. Уважение к инженеру традиционно. Можно, конечно, улыбнуться, видя сокращение (Ing) перед фамилией государственного чиновника у входа в его кабинет, в прессе, в рекламном объявлении, в списках кандидатов в депутаты, на кладбищенской плите, на почтовом ящике, на кнопке звонка, на двери квартиры, на вывеске магазина, торгующего, например, мясом и копченостями. Легче всего предположить, что это бывший инженер-электрик переквалифицировался в мясники, если не знать, что титул инженера присваивается не только в технике, но и в сельском хозяйстве.



Каждый юрист, каждый врач указывает на дверях приемной и на визитной карточке уровень своего образования. Это логично. Клиент или пациент должен знать, чьими услугами он пользуется. Не так просто научиться различить нюансы в титулах. (PhDr), например, означает "доктор философии" и свидетельствует о том, что носитель титула закончил магистерский курс в гуманитарной, педагогической или общественно-научной области, но докторантуры не кончал, иначе он носил бы титул "доктора", обозначаемый (PhD).



Во всех чешских университетах в 1997/98 учебном году насчитывалось 166.000 студентов (из них 3.500 - иностранцы). В самом крупном и старейшем из них - Карловом, где несколько медицинских факультетов, фармацевтический, юридический, философский, физико-математический, естественнонаучный, педагогический, общественных наук, три теологических, - 30.600 студентов.


"Высокие школы Чехии по давней традиции дают качественное образование", - говорит проректор Югочешского университета Иржи Дивишик, - "Репутация чешской высокой школы и за рубежом весьма солидная. У выпускников, желающих поработать за границей, нет проблем с работой, а оплата там в несколько раз больше, чем у нас. Обычно они уезжают на несколько лет, приобретают опыт, а возвращаясь, идут в процветающие фирмы. Чаще всего отправляются в Германию, Англию, другие страны Европы, а то и в США. Наибольший успех сопутствует нашим биологам, они принимают участие во многих зарубежных грантах и работают по очень серьезным программам. В то же время и наш университет привлекателен и для иностранцев. Их у нас сейчас около 120, абсолютное большинство в докторантуре... Японцы, канадцы, граждане стран Африки...".



Новый закон о высшем образовании вносит в университетскую жизнь серьезные изменения. Университеты перестали быть государственными организациями - в том смысле, что управляются они теперь органами самоуправления, связь с министерством образования - лишь финансовая.

 



Как поступить в чешский вуз



Документ об окончании средней школы у себя на родине должен быть нострифицирован. Эту операцию проводят чешские управления школ, в чьем ведении находятся аналогичные средние школы.



Уровень знания чешского языка для поступающих в университет иностранцев должен быть таким, чтобы они свободно общались с экзаменаторами, точно излагали свои мысли. Конечно, если заграничный студент изберет своей специальностью чешский язык и литературу, то от него и грамотности потребуют, как от чеха. На иностранцев университеты получают такие же дотации, как на "своих". Смысл? По словам проректора Дивишика, "лучше учить умного иностранного студента, чем глупого своего".



В чешских университетах существуют и программы на иностранных языках (на английском, немецком и даже на русском), они могут быть любого уровня (на получение степени бакалавра, магистра, доктора). Реализация таких программ является внутренним делом университета. Иностранец, обучающийся в университете не на чешском языке, оплачивает свое образование. Цену такой учебной программы определяет университет без каких-либо ограничений. Цена может год от года меняться, о чем университет обязан сообщать до подачи заявок абитуриентами, т. е. ранней весной.



Аккредитация программ на иностранных языках - дело для университета кропотливое и небыстрое. Югочешский университет, например, готовит на биологическом факультете программы на английском языке по двум специальностям, но время их реализации пока не пришло.



Новым законом определяются и условия получения стипендий: за выдающиеся результаты в учебе, в научной, исследовательской, творческой деятельности, а также в случае тяжелого социального положения. Это в равной степени распространяется и на чешского студента, и на иностранного, обучающегося вместе с ним. Конкретные условия получения стипендий, их размер и сроки выплаты устанавливает сам университет. (Положения Закона не распространяются на тех иностранных студентов, которые получают образование в рамках международных соглашений, заключенных их странами с Чешской республикой - по обмену.)



Первая проблема на пути к цели - чешский язык. Для русскоговорящего он проще, чем для немца или англичанина: все-таки родственный, славянский. Грамматически ближе, хотя фонетически сильно отличается. Учить его лучше в Чехии, полностью погрузившись в среду: языковую, бытовую, культурную.

 

О том, что предлагает компания Global Study студентам из Узбекистана, учиться в Университетах Чехии читайте в статье - Европейское образование - теперь в Ташкенте>>>



Подбор программы

Страна
Город
Уровень образования
 

Летние каникулы

Скачать бесплатно
Студенческая виза в Великобританию
Уникальное справочное пособие о том, как получить студенческую визу в Великобританию.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


Новости

Статьи

КАТАЛОГ 2010

Курсы английского в Ташкенте




 


Ищите Global Study на Facebook Присоединиться в Livejournal Присоединиться в Твиттере


ICEF